18 марта 2024 года мировое культурное сообщество отмечает 180-летие выдающегося русского композитора, дирижера, педагога, музыкального редактора, участника музыкально-творческого содружества «Могучая кучка» Николая Андреевича Римского-Корсакова.
К данной выдающей юбилейной дате, сотрудники симферопольской библиотеки-филиала №4 им. М.М. Коцюбинского провели для получателей социальных услуг социально-реабилитационного отделения №5 (ул. Краснознаменная, д.82) час классической музыки «Великий сказочник и поэт русской музыки», девизом которого стал отзыв русского композитора, пианиста и дирижера Сергея Васильевича Рахманинова – «Вот великий музыкант, чья музыка неотрывна от породившей его почвы. У Римского-Корсакова каждая нотка – русская…».
Организаторы мероприятия познакомили присутствующих с интересными фактами жизни и творчества композитора, о котором музыкальный и художественный критик конца XIX – начала XX вв. В.В. Стасов писал: «Славная жизнь и глубоко национальная деятельность такого человека должны составлять нашу гордость и радость… Много ли можно указать во всей истории музыки таких высоких натур, таких великих художников и таких необычайных людей, как Римский-Корсаков?», напомнили, что Римский-Корсаков является автором 15 опер, трех симфоний, ряда симфонических произведений, сборника «100 русских народных песен», около 80 романсов.
Соведущий мероприятия крымский писатель и поэт Игорь Николаевич Клоссовский рассказал при о том, что в золотой фонд русской классики вошли созданные Римским-Корсаковым оперные шедевры: «Сказка о царе Салтане» и «Золотой петушок» (по сказкам А. Пушкина), опера-сказка «Снегурочка» (по пьесе А. Островского), «Майская ночь» и «Ночь перед Рождеством» (по произведениям Н. Гоголя), опера-былина «Садко» и опера-легенда «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (по мотивам русского народного эпоса). Римский-Корсаков утверждал: «Для меня мир народных преданий, сказок, былин, мир сказок А.С. Пушкина до конца жизни останется неисчерпаемым источником вдохновения» и «Мой род – это сказка, былина и, непременно, русские». Музыковеды же полагают, что основа «музыкальных пейзажей» Римского–Корсакова была заложена в 1862 году, когда будущий композитор, окончив Морской корпус, совершал кругосветное путешествие на клипере «Алмаз».
Искренний интерес слушателей вызвал рассказ о «крымских страницах» жизни и творчества композитора-юбиляра, который, будучи бывшим морским офицером, занимал в 1873-1884 гг. должность инспектора духовых оркестров военно-морского ведомства. Именно по делам военных хоров и оркестров Римский-Корсаков прибыл весной 1874 года в Николаев, а оттуда впервые – в Крым, «прокатившись на пароходе» с семьей в Севастополь, «посетив» Бахчисарай, «побывав» в Алупке, Ореанде, Ялте, о чем с теплом вспоминал: «Южный берег Крыма, несмотря на беглый и поверхностный его обзор, понравился нам чрезвычайно…». Южнобережные впечатления 1881 года Николай Андреевич выразил в своей книге «Летопись моей музыкальной жизни»: «Покончив дела с музыкой морского ведомства, я вместе с Надеждой Николаевной поехал в Крым. Остановившись в Ялте в гостинице «Россия», мы совершали всевозможные прогулки по Южному берегу… Из Ялты через Алушту и Чатырдаг мы проехали в Симферополь и Севастополь…». Приехав летом 1886 года с семьей в Ялту, композитор с удовольствием работал над уже написанными им произведениями.
Эмоциональный настрой мероприятия создал просмотр видеороликов на музыку написанных на сказочные сюжеты опер Римского-Корсакова: «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане», «Ночь перед Рождеством», «Садко», «Золотой петушок». Звучал знаменитый романс Римского-Корсакова «На холмах Грузии» (на сл. А. Пушкина) в исполнении С. Лемешева.
Информационным сопровождением мероприятия стала выставка-инсталляция «Музыка и волшебство Н.А. Римского-Корсакова».