В социально-реабилитационном отделении граждан пожилого возраста и инвалидов № 5 (ул. Краснознаменная, д. 82), сотрудники библиотеки им. В.А. Жуковского провели час истории «Сквозь огонь и разрушения», посвященный 200-летию со дня открытия нового здания Большого театра.
Большой театр по сей день считается одним из крупнейших театров оперы и балета не только в России, но и во всем мире, а его здание – одна из красивейших достопримечательностей Москвы. Но немногие знают, что когда-то на этом месте на Театральной площади стояло совсем другое строение.
Из рассказа библиотекаря пожилые люди узнали, что предшественник Большого театра был построен архитектором Христианом Розбергом в 1780 году. Трехэтажное кирпичное здание с белокаменными деталями и тесовой крышей обосновалось на правом берегу реки Неглинки, а главный его фасад выходил на улицу Петровку. Отсюда и возникло название – Петровский театр.
Это было самое большое театральное здание в Москве. Это здание использовалось не только для того, чтобы ставить спектакли, но и проводить всевозможные публичные мероприятия.
Через восемь лет после открытия в театре построили танцевальную залу, стали устраивать маскарады и балы. Также там были специальные кабинеты, где дамы днем могли полистать журналы о французской моде, а купцы – выпить чаю и заключить какой-то договор. Также в театре ставили Моцарта, Россини… И, конечно, пытались делать что-то отечественное, поэтому часто появлялись всевозможные переделки русских народных песен и прочее. В первую очередь театр, конечно, был музыкальным и оперным. Хотя артист в XVIII веке делал все: и пел, и танцевал, и декламировал.
Петровский театр просуществовал 25 лет. В 1805 году, в нем из-за чьей-то неосторожности вспыхнул пожар: то ли забыли свечу в районе сцены, то ли не погасили лампу. А театр был внутри полностью деревянный. После пожара, труппе пришлось давать представления в частных домах.
В 1808 году для театра построили новое здание, полностью из дерева. Это была единственная в Москве постройка Карла Ивановича Росси – главного архитектора Санкт-Петербурга. Но в 1812 году началась Отечественная война. Когда наши войска отступали, Федор Васильевич Ростопчин – московский градоначальник и генерал-губернатор Москвы, приказал сжечь Москву, и первым, что подожгли, был именно театр Росси. Так он в очередной раз сгорел.
18 января 1825 года на месте сгоревшего Петровского театра было торжественно открыто новое здание, возведённое по проекту архитектора Осипа Бове. В 1853 году это сооружение также сгорело, но этот пожар для Большого театра стал последним.
В 1856 году здание получило новую жизнь: его восстановили по проекту Альберта Кавоса, на счету которого реконструкция и Мариинского, и Михайловского театров в Санкт‑Петербурге. В таком виде, за исключением небольших изменений во внутреннем и внешнем убранстве, Большой театр сохранился до наших дней.
На рубеже XIX — начала ХХ века начался расцвет Большого театра. В репертуаре по‑прежнему оставались шедевры выдающихся европейских композиторов, но главенствующее место заняли русские опера и балет. На Исторической сцене начали ставить оперы «Садко» Н. А. Римского‑Корсакова и «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, а также балеты П. И. Чайковского «Лебединое озеро» и «Щелкунчик». После Октябрьской революции репертуар Большого пополнился такими шедеврами, как «Любовь к трём апельсинам» С. С. Прокофьева, «Пламя Парижа» Б. В. Асафьева и «Красный мак» Р. М. Глиэра. Многие из этих произведений ставят до сих пор.
Сейчас репертуар Большого театра — это классические произведения оперы и балета, а также современные постановки и новые прочтения легендарных сюжетов. Государственный академический Большой театр России — один из крупнейших и старейших в России и один из самых значительных в мире театров оперы и балета. Большой театр, его музей и здание исторической сцены, является объектом культурного наследия народов России федерального значения.
Слушатели поблагодарили сотрудников библиотеки за интересный исторический экскурс и расширение своего мировозрения.