Людям с ограниченными возможностями порой сложно подобрать слова, чтобы выразить своё внутреннее состояние и описать травмирующие события своей жизни. На помощь приходит искусство – художественные образы и метафоры позволяют выразить и освободить подавленные эмоции и чувства.
Произведения киноискусства используются в групповой работе психолога как вспомогательное средство для самопознания, где на чужих примерах можно научиться новому, понять себя или других, испытать катарсис: видя, как реагируют герой на сложные ситуации, освободиться от негативных эмоций, выразить подавленные чувства, переосмыслить и проработать травмирующие ситуации, после чего испытать облегчение и исцелиться.
С этой целью, получатели социальных услуг социально – реабилитационного отделения инвалидов ежемесячно в течение 2025 являются участниками психологического киноклуба «КиноМикс», который проводит психолог отделения Е.А.Бойко. Для многих именно с просмотра мультфильма или фильма начинается путь к пониманию себя, к своим подавленным чувствам, вытесненным воспоминаниям, скрытым желаниям, внутренней душевной боли и исцелению.
Людям с ограниченными возможностями очень нравятся вдохновляющие фильмы, которые они характеризуют как трогательные и мотивирующие. Участники киноклуба отмечают, что такие мультфильмы как «Душа», «Нестандартный ребенок на далёкой планете», «Пуповина», «Головоломка», «Элементарно», «Лава», «Я краснею», «Вверх», «Икар и мудрецы», «О силе единства», «Птички на проводе», «Переменная облачность», «Тайна Коко», «Как приручить дракона», «Моана», «Никогда не сдавайся», «Осьминожки», «Барашек», «Делай ноги», «Всё в твоих руках», «Вместе мы сила», «Песочник», «Подарок» и т.д, фильмы «Звёздочки на земле», «Несмотря на», «Мечты сбываются», «Невероятная жизнь Уолтера Митти», «Министерство всего хорошего» помогают справляться с трудностями и принимать неудачи, заставляют по-новому посмотреть на жизнь, рассказывают о моральных ценностях и жизненных целях.
Сегодня, погрузившись в сюжет фильма «Перед классом» и судьбы персонажей, получатели социальных услуг с интересом наблюдали за героем фильма с особенностями: у него синдром Туретта, который он принимает, который его ограничивает, но не делает недостойным чего-либо. Отождествляя себя с героем, сопереживая его страданиям, участники киноклуба увидели в главном герое себя, свою жизнь со стороны, вспомнили разное отношение к себе окружающих и трудности, с которыми сталкивались, испытали облегчение, когда в финале главный герой обретает счастье: Брэд бросает вызов всем барьерам и неприятностям, и даже двадцать четыре отказа подряд не останавливают его на пути к своей мечте — стать учителем.
На примере киногероя у зрителей произошли встречи с внутренним «Я». Люди с ограниченными возможностями здоровья вспомнили сложности взаимопонимания с родителями или близкими людьми, свои детские травмы. Сопереживая главному герою, соприкоснулись с глубокой болью и отпустили её. Осознали, что главное — принимать себя такими, какими они есть: не искать постоянно недостатки, не сравнивать себя с окружающими. У людей с инвалидностью появился повод задуматься о том, что зажигает их внутренний огонь, осознать своё предназначение.
Фильм «Перед классом» демонстрирует верное лекарство от недопонимания: необходимо озвучивать, что ты думаешь, чувствуешь, почему так происходит, и постараться понять другого. Сюжет даёт надежду и понимание: как приспособиться к болезни и, не чувствуя себя неполноценным, проживать интересную, наполненную творчеством и любовью жизнь. Фильм вдохновил зрителей и вселил уверенность: при желании и соответствующих стараниях возможно многое!
