Ментальная гимнастика. Умная разминка «Каждое занятие — заряд для памяти»

В рамках проекта спортивно — адаптивной площадки «Физкультура, спорт и ЗОЖ», в социально-реабилитационном отделении граждан пожилого возраста и инвалидов № 5 (ул. Краснознаменная, д.82) психологом отделения Инной  Цветковой было проведено занятие — Ментальная гимнастика. Умная разминка «Каждое занятие — заряд для памяти». Цель занятия: поддержание и улучшение кратковременной и оперативной памяти, внимания, темпа мышления и настроения у пожилых участников.

Началось занятие с короткого приветствия. Каждый участник называет своё имя и одно слово о своём настроении. Затем было проведено дыхательное упражнение 3/5: вдох 3 с — выдох 5 с (3 цикла) и лёгкая сидячая гимнастика: повороты головы, круговые движения плечами, лёгкая разминка кистей и стоп — по 6–8 повторов. Это позволило снизить тревогу и улучшить концентрацию.

Далее Инна Викторовна провела упражнение «Счёт и движение»: ведущий называет число, участники поднимают соответствующее количество пальцев или делают лёгкий подъём руки — сочетание моторики и счёта.

Затем последовали игры.

— «Цепочка слов». Ведущий называет слово, следующий повторяет и добавляет своё. Темп умеренный, длина цепочки 5–7 слов. При ошибке поддерживать игрока, не акцентировать внимание.

— Игра на устную память и ассоциации (6–7 мин) «Три ассоциации» — назвать 3 ассоциации к слову за 10–15 с.

Когнитивные задания на рабочую память и мышление (6–8 минут) 

— «Короткая история с вопросами». Ведущий читает краткий рассказ (4–5 предложений). После задаёт 2–3 вопроса о деталях и порядке событий. (Кто? Что сделал? В какой последовательности?). Участники отвечают устно. 

Цель — извлечение и удержание информации.

— «Мешочек с предметами». Участник на ощупь берёт 3 предмета подряд, запоминает последовательность и называет их через 15–20 с. Это развивает тактильное восприятие и последовательную память.

Можно сделать вывод, что регулярные занятия с чередованием мелкой моторики и когнитивных упражнений помогают поддерживать память, внимание и эмоциональный тонус у пожилых людей. Ключевые принципы занятий— адаптация под возможности пожилых людей, мягкий темп и позитивная атмосфера, включающая для мотивации элементы общения и юмора.