15 мая 1923 года отмечает свое 100-летие житель города Симферополя старейшая крымская писательница, уроженка Сибири, Черкасова-Москвитина Полина Дмитриевна.
Отец Полины, Москвитин Дмитрий Евгеньевич, был столяр-краснодеревщик. Во время Русско-Японской войны он был тяжело ранен и около года лечился в японском госпитале, вернулся на родину и встретил свою будущую жену, Мартынову Дарью Терентьевну, в предреволюционном Красноярске, где она работала прислугой и воспитывала двоих детей после смерти первого мужа – революционера Дмитрия Гольдберга. Яркие впечатления раннего детства Полины, прошедшие на сибирских просторах, в окружении бесконечно любящего ее отца и терпеливой матери, сформировали в ней характер одновременно сильный, смелый, но и чувствительный, открытый к чужой беде. Учёба в начальной школе маленькой Поле давалась необычайно трудно. После третьей попытки, учебу в школе отодвинули на один год. Спустя год девочку словно подменили – учеба стала даваться ей легко, и школу она закончила с отличием. Рано открылись у Полины способности к рисованию и изучению иностранных языков. По окончании школы она отправила сто своих рисунков в Ленинградскую академию художеств, и получила ответ, что зачислена в академию по предварительному просмотру рисунков и должна приехать на один очный экзамен. Это было в июне 1941 года… Отец не отпустил ее в Ленинград. Вскоре сводный брат по матери, Дмитрий Гольдберг, помог ей устроиться на работу в отдел военной цензуры на Красноярском главпочтамте.
Работа ей нравилась: самые толстые письма всегда «подбрасывали» ей, скорость чтения у нее была превосходной. Так случайно попались толстые письма какого-то Черкасова к матери. Он отправлял матери свои стихи и жаловался на отсутствие писчей бумаги и махорки для курева. Навестив в психиатрической лечебнице Алексея Черкасова, где он находился на медицинском освидетельствовании после ареста в Абакане, Полина не сразу поняла, что встретила свою судьбу. За свое право любить Полина заплатила дорого: она была исключена из комсомола и уволена из военной цензуры с формулировкой «по несоответствию занимаемой должности», что равносильно было «волчьему билету» на всю жизнь. Семейная жизнь Черкасовых началась в Минусинске. Черкасов устраивается на работу агрономом на Минусинское Опытное поле, занимается пчеловодством и, конечно, литературой. Здесь создаются повести «Синь-тайга», «Валовы», «Близнецы», «Славия», начинается работа над романом «День начинается на Востоке».. Полина – художественно одаренная натура, вначале только слушала, делала свои замечания, переписывала начисто все, что было написано быстро и неразборчиво, а затем стала вставлять эпизоды и сцены своего видения течения событий. Особенно ярко виден стиль этой работы в со–творчестве в рукописных страницах архива семьи. В 1944 году у Черкасовых рождается первенец, сын Алексей.
Семья, в которой росли двое детей — Алексей и Наталья, вместе с мамой писателя переехала в Столицу Крыма в 1969-м. У супругов возникли проблемы со здоровьем, и врачи настояли на переезде. Алексея Тимофеевича не стало в 1973-м, похоронен на Абдале. А вот Полине Дмитриевне крымский воздух помог победить астму. Она говорит, что «выжила в Крыму, за что очень ему благодарна».
Полина Дмитриевна — соавтор Алексея Тимофеевича, вместе они создали самую знаменитую их трилогию — «Сказание о людях тайги» («Хмель», «Конь рыжий», «Чёрный тополь»), охватившую жизнь Сибири за полтора столетия. Данные книги выходили когда-то трёхмиллионным тиражом в «Роман-газете», переводились на многие языки, да и сейчас востребованы — переиздаются, по ним ставятся спектакли. Кстати, «Конь рыжий» окончен у нас в Симферополе.
Полина Дмитриевна писала стихи, её перу принадлежат романы «В стороне сибирской», «Лиловый сад» и другие.
Находится на социальном обслуживании в Центре социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов г. Симферополя.
Сотрудники Центра вручили Полине Дмитриевне поздравление с юбилеем от Президента Российской Федерации Путина В.В.