Концлагерь “Красный”: ад на крымской земле

Места, где располагались лагеря смерти, навсегда остались незаживающими кровоточащими ранами не только в народной памяти, но и в горькой правде земли, навеки пропитанной страданием. Есть такая рана и в Крыму — в поселке Мирном Симферопольского района, на месте бывшего совхоза “Красный”, где в 1941 году оккупанты организовали место принудительного содержания военнопленных и гражданских лиц. Условия содержания здесь были не менее кошмарными, чем в лагерях смерти.
В канун празднования Дня Победы, получатели социальных услуг социально-реабилитационного отделения граждан пожилого возраста и инвалидов № 4 (ул.Аральская, д.67), побывали на территории бывшего концлагеря, где сегодня на месте массовых расстрелов узников концлагеря расположен мемориальный комплекс жертвам фашистской оккупации Крыма 1941-1944 годов “Концлагерь “Красный”.
Памятный мемориал появился тут 8 мая 2015 г., в преддверии 70-летия Победы.
В апреле 1944 года на этой территории были установлены временные памятники, а в 1960-м на месте одного из них установили обелиск.
В музейном зале мемориала нет окон. На стенах, над экспозиционными витринами, в полумраке алеют очертания Чатыр-Дага. Из Мемориального сквера, разбитого в полукилометре от комплекса на месте массового расстрела, открывается прекрасный вид на эту гору. Скорее всего, последним, что видели узники концлагеря перед расстрелом, был виднеющийся вдали Чатыр-Даг…
У входа в музейный зал мемориала — стена скорби. На ней — имена людей, чью жизнь гитлеровцы оборвали в концлагере. Имена, которые удалось установить. К настоящему времени на стену скорби нанесли около 900 имен.
По официальным данным, в годы оккупации фашисты замучили здесь около 15 тысяч человек. Вряд ли это число предельное.
В Симферополе до сих пор живут родственники и знакомые заключенных концлагеря. В нем убили не только пленных и местных евреев, и караимов, но и членов группы подпольщиков «Сокол», и всю труппу Симферопольского театра русской драмы (тоже героев подпольного движения), и родственников крымских партизан, и просто советских людей, кто чем-либо не понравился представителям оккупационной власти.
Говорят, что человек жив, пока есть люди, которые о нем помнят. Следовательно, 15 тысяч жертв концлагеря «Красный» в Крыму не умерли окончательно – память о них живет, а потомки намерены ее сохранить навечно.